Гетман, солнце и отец украинской музыки

Именно так называли основателя украинской национальной музыки Николая Лысенко. Он был композитором, пианистом, хоровым дирижером, педагогом, собирателем песенного фольклора и общественным деятелем. А еще, как заявляет сайт poltava-trend. – настоящим украинцем и обычным человеком, который всю жизнь стремился к любви.

Дворянское детство

Николай Лысенко родился в 1842 году в селе Гриньки Кременчугского уезда Полтавской губернии. Он принадлежал к известному казацко-старшинскому роду, чьим основателем считался Иван Лысенко – наказной гетман Войска Запорожского. Отец Николая Лысенко был дворянином-полковником, а мать происходила из помещичьей династии. Николай рос как все дворянские дети – роскоши хватало, хорошее образование, изысканные манеры, танцы… Отец будущего композитора дома говорил по-украински, а вот мать-полтавка, выпускница одного из петербургских институтов, родной язык забыла. Иногда они с сыном общались только на французском, потому что он не хотел говорить по-русски. А когда Николай стал знаменит, мать, чтобы ему угодить, переходила на родной язык. 

Но сын отвечал: «Мама, не терзайте Украину!» 

А вот русский поэт, однополчанин отца Николая Афанасий Фет даже упрекал мать Лысенко, что сначала научила сына французской азбуке и сам принялся учить его русской. С детства Николай учил 7 языков.

Первые уроки музыки Николаю Лысенко давала мать. С пяти лет он играл на фортепиано, в том числе прекрасно с ней в четыре руки. Музыкальный слух развился у ребенка рано. Когда мальчик слышал, как фальшивил полковой оркестр, закрывал уши и убегал. В 9 лет Лысенко написал первое музыкальное произведение – стилизованную польку. Ее ко дню рождения сына отец напечатал в книжечке.

Решил творить в Украине и пропагандировать ее музыку

В 1859 году Николай Лисенко закончил гимназию в Харькове с серебряной медалью и в том же году поступил с троюродным братом Михаилом Старицким на естественный факультет Харьковского университета. Но в 1860 году из-за затруднения семья переехала в Киев и Николай с братом перевелся в Киевский университет (к слову, когда Лысенки и Старицкие жили в Киеве, они не порывали связей, а еще тесно общались с живущей рядом семьей Косачей, то есть с Лесей Украинкой, ее матерью Еленой Пчилкой и другими). Киевское заведение студент закончил с отличием, а в 1865 году защитил диссертацию «Размножение нитчатых водорослей».

1861 г. Н.Лысенко – студент Киевского университета

Лысенко был кандидатом естественных наук, но зарабатывал как учитель музыки. И после завершения учебы он решил связать жизнь с ней. В 1867 году Николай Лысенко поступил в Лейпцигскую консерваторию, одну из лучших в Европе. Юноша завершил обучение, за два года пройдя четырехлетний курс. В консерватории его называли пианистом-виртуозом. В 1872 году Николай Лысенко написал первое законченное произведение – оперетту на либретто М.Старицкого «Черноморцы». В 1874 году он поступил в Петербургскую консерваторию, учился у известного мастера Н.Римского-Корсакова. В Петербурге талантливому музыканту предлагали должность капельмейстера приватной оперы с перспективой императорской сцены. 

«Но Лысенко тянула домой тоска по Родине», – вспоминал Старицкий. 

Для молодого таланта были открыты ведущие сцены Европы, но он решил творить в Украине и пропагандировать ее музыку.

Автор духовного гимна Украины

Николай Лысенко писал оперы, музыкально-драматические и фортепианные произведения, кантаты и хоры, обработки народных песен, камерно-инструментальные пьесы, романсы. Он – автор 10 опер и сотен других музыкальных произведений. Самые известные плоды труда композитора – произведения на тексты Т.Шевченко (Лисенко интерпретировал произведения Кобзаря одним из первых). Интересно, что с творчеством Шевченко Лысенко впервые познакомился со Старицким в 14 лет. Братья нашли его запретный сборник, как-то гостя в деда. Впечатления были незабываемы и, вероятно, повлияли на выбор творческого пути Лысенко. В своем творчестве он до 100 раз обращался к шедеврам Кобзаря, которые давали воодушевление для собственных, посвящал ему концерты памяти.

Композитор, в частности, является автором известных опер «Рождественская ночь», «Утоплена», «Наталка Полтавка», «Энеида», нескольких детских. Его произведения стали основой украинского национального оперного искусства. Именно Лысенко написал музыку к хоровому произведению Александра Конисского «Молитва за Украину» («Боже, великий, единый»), которое получило имя духовного гимна Украины. Вершина его творчества и едва ли не высшее достижение украинской оперной музыки – героико-историческая народная музыкальная драма Тарас Бульба. Композитор создал и многие другие замечательные произведения. 20-томное собрание, изданное в 1950-1959 гг., не вместило всего его наследия. 

А еще Лысенко внес весомый вклад в этнографическое наследие Украины. Он собрал более 100 образцов народного творчества, издал книгу с анализом казачьих дум из репертуара кобзаря Остапа Вересая. Всю жизнь Лысенко занимался хоровым делом. В 1902 году началось знаменитое путешествие его хора по Украине.

Рояль, за которым творил композитор. Инструмента касались руки Леси Украинки, П.Чайковского, Н.Римского-Корсакова

Любовь от юности к старости

Николай Лысенко и Михаил Старицкий на каникулах после 5 класса гимназии влюбились в белокурую кокетливую Теклю, которая гостила на соседнем хуторе. Ребята без взаимной ревности придумали как завоевать избранницу. Николай сочинил музыку, Михаил – стихи. Нарядились в парадные гимназические костюмы и попросили кучера подготовить лошадей, когда родителей не было дома. После чаепития с Теклей Михаил, имея хороший баритон, исполнил совместное произведение. 

В конце песни звучала хитрая фраза: «Дай хоть единое лобзанье за наш сердечный мадригал!». 

И Текля протянула руки для поцелуев. Юная блондинка позволила «женихам» остаться на хуторе, чтобы утром поехать на пикник к Днепру. Юноши всю ночь не спали, делились мечтами и впечатлениями. А утром из дома «женихи» получили грозную записку с приказом мгновенно возвращаться. Поехали кавалеры и не попрощавшись…

В 26 лет Николай Лысенко женился на Ольге О’Коннор. Он знал ее с детства, потому что их имения находились совсем рядом в селе на Полтавщине. Он был гораздо старше жены – представительницы полтавского помещичьего рода с шотландско-французскими корнями. Она обладала прекрасным сопрано и редкой внешностью. 

Как позже вспоминал Лысенко: “Ольга была… очень хорошенькая, умная, острая и живая очень”.

Именно Ольга пела в премьере первой оперы Лысенко «Рождественская ночь». Пара была вместе 12 лет. У них не было детей, а жена еще и имела наследственную болезнь, которая провоцировала частые депрессии и нервные срывы. Пара разошлась неофициально во избежание взаимных обвинений в суде, и осталась друзьями. Ольге О’Коннор Лысенко посвятил 11 произведений.

С первой женой Ольгой О’Коннор

Второй женой стала Ольга Липская, которая была любовницей Лысенко длительное время. Эту начинающую пианистку он встретил в конце 1870-х на концерте в Чернигове. Ольга стала брать у Лысенко уроки игры на фортепиано для поступления в консерваторию (в тот период он как раз работал педагогом в институте благородных дам). Лысенко поселил ученицу у себя на Крещатике, а через год они уже тайно жили вместе. В консерваторию Ольга не поступила. Она родила мужу 7 детей (двое умерли в раннем возрасте) и умерла при последних родах. Около 20 лет пара жила неофициально, потому дети считались незаконными. Но Ольга О’Коннор дала все показания и посодействовала тому, чтобы отец усыновил своих детей. Почему-то Ольге Липской Лысенко произведений не посвящал. Все их дети связали жизнь с музыкой.

С Ольгой Липской и детьми

Лет в 65 Лысенко полюбил свою ученицу из Киевского института благородных девиц Инну Адрианопольскую. Когда он ее увидел, показалось, что любимая жена Ольга воскресла – настолько они были похожи! Инне тогда было до 20 лет. Роман начал развиваться прежде всего в переписке. Говорят, они жили вместе. Когда отношения, неприемлемые по тогдашним меркам, получили огласку, он вынужден был уволится, а она – завершить обучение экстерном и уехать. При встрече через несколько лет Лысенко предложил Инне пожениться, но та отказала.

Фото на память о последней встрече Николая Лысенко с Инной Адрианопольской

Похороны маэстро – демонстрация украинского самосознания

При жизни Николай Лысенко не собрал большого состояния. Зарабатывал не композиторством, а преподаванием, жил на съемных квартирах. Денежные средства, собранные в 1903 году в Киеве и Львове во время мероприятий к 35-летию творческой деятельности, маэстро не использовал для приобретения жилья, а потратил на открытие Музыкально-драматической школы. После смерти Лысенко заведение носило его имя, а затем на его основе возникли Киевская консерватория и Киевский театральный институт. 

Николай Лысенко умер внезапно. В сентябре 1912 года его товарищ-профессор Триштель беспокоился, что у него проблемы с сердцем. 24 октября утром Лысенко планировал идти в Музыкально-драматическую школу, но его постиг сердечный приступ. Через полчаса композитор скончался. На его здоровье повлияла трагическая любовь, преследование царского правительства и несправедливое, хотя и непродолжительное, заключение за «украинский национализм»…

Похороны Николая Лысенко

Похоронили гения на пятый день после смерти, чтобы дождаться приезда детей и других родных, а также многочисленных делегаций. Похороны маэстро назвали первой демонстрацией украинского самосознания. С разных уголков Украины в Киев попрощаться с гением прибыли до 100 000 человек. На нынешнем бульваре Шевченко яблоку негде было упасть, люди расположились даже на деревьях и крышах. На Байковое кладбище гроб сопровождали еще и несколько хоров. Когда процессия двигалась мимо театра Садовского, его оркестр исполнил «Жалобный марш» Лысенко. После траурного мероприятия царские полицаи пытались уничтожить отснятые фото и видео. Но это им вполне не удалось…

Comments

.,.,.,.