В 1987 году в Полтаве завершили строительство Певческого поля Маруси Чурай. Строение разместили на территории парка культуры и отдыха «Победа». Объект начали возводить в один из апрельских субботников. Авторами архитектурного проекта выступили инженер-архитектор М.Жданов и его коллеги М.Пицюра и В.Гавриленко. На строительстве под руководством многих опытных специалистов активно работала молодежь, в том числе студенты. Смета объекта насчитывала более 600 тысяч рублей. О легендарной концертной площадке расскажет сайт poltava-trend.
Масштабное и незабываемое открытие
Новое Певческое поле назвали в честь легендарной полтавки Маруси Чурай. Эта любимая народная певица и поэтесса казацкого рода, вероятно, родилась в 1625 году и жила в Полтаве. Ее считают автором нескольких десятков популярных в народе песен, в частности приписывают авторство известной песни «Ой, не ходи, Грицю, та й на вечорниці».
Масштабное открытие Певческого поля, ставшее праздником народного творчества республиканского уровня, состоялось уже 27 июня 1987 года. Участие в мероприятии приняли коллективы из разных уголков Украины. Режиссером действа был выдающийся украинский оперный певец Дмитрий Гнатюк. В рамках мероприятия произошло мощное событие. На сцену вышло огромное количество участников фестиваля. И невероятно многочисленный хор (до 5 тысяч голосов присутствующих) поразительно спел песню, которая является своеобразным славнем украинцев – «Реве та стогне Дніпр широкий» (это знаменитая песня композитора Даниила Крыжановского на одно из ранних стихотворений Тараса Шевченко на основе первых шести строф его баллады » Причинна”).

Почему Певческое поле в Полтаве уникально?
Приблизительно в этот же период, когда открыли Певческое поле в Полтаве, подобные концертные площадки были открыты и в других городах Украины, в частности в Тернополе (1986 год) и Хмельницком (1988). Но ни одна из них не имела такого удачного расположения с точки зрения получения отличной акустики. Полтавское Певческое поле напоминало амфитеатр (такие сооружения для массовых зрелищ были популярны в мире с антических времен). И невероятную его акустику в частности обеспечивал окружающий просторный природный ландшафт, а за главной сценой площадки еще и находился пруд, водная гладь которого стала еще одним акустическим плюсом. Особую атмосферу на площадке всегда создавали восход и закат, неповторимые картины неба, звездные и лунные ночи! Ни один закрытый концертный зал не мог этого обеспечить. И даже местные стадионы не были ровней такой удачно созданой площадке.
Архитектурный объект, расположенный недалеко от центра города, прекрасно смотрелся между склонами парка в любое время года. То, что певческую площадку разместили в парковой зоне Полтавы, было достаточно обдуманным решением. Концерты, во время которых звучали громкие песни, музыка и фейерверки, не мешали жителям города. «Амфитеатр» вмещал около 7 тысяч зрителей. Там создали не только большую зону для расположения хоров, но и танцевальную площадку. Поэтому выступления больших хоровых коллективов одновременно могли сопровождаться номерами немалых танцевальных групп. Сцена также позволяла размещать грандиозные декорации и спецосвещение. Потому неоднократно на Певческом поле в Полтаве зрители наслаждались и выступлениями известных театральных коллективов. Бывало, что одновременно на сцене собирались и многочисленные духовые оркестры региона, а это от нескольких сотен до тысячи участников. На Певческом поле зрители часто пели вместе с артистами, и это было просто магическим зрелищем культурного единства и неповторимого звучания!
Под сценической частью постройки удачно разместили ряд служебных помещений. Но когда на концерты прибывало очень много коллективов, в админпомещениях им даже не хватало места. Поэтому нередко артистам приходилось переодеваться в автобусах или вблизи них. На территории удобно было разместить большое количество транспорта. А на некоторые культурные события (в частности, на рок-фестивали) гости из разных уголков Украины вообще приезжали за несколько дней раньше и поселялись рядом в палатках.
Легендарный «Мазепа-Фест»

Наиболее активно концерты на Певческом поле проходили в 90-х и начале 2000-х годов. С 2003 года на любимой открытой концертной площадке полтавчан по инициативе Полтавского областного объединения общества «Просвыта» и в частности его председателя Николая Кульчинского проводился фестиваль искусств «Мазепа-Фест», который имел целью популяризировать украинскую рок-музыку, нашу культуру и реальную историю. Традиционно участие в этом событии, которое активно продолжалось до 2010 года, принимали десятки украинских рок-исполнителей, среди которых и немало звездных. Да и вообще звезды разных сценических жанров считали честью собирать зрителей на Певческом поле в Полтаве. В рамках «Мазепа-Феста» проводили и День кобзарства, участие в котором принимали сотни кобзарей со всей Украины.
Поле потеряло голос и теряет шансы на спасение
Но проходил год за годом и Певческое поле начало разрушаться, стареть и чувствовать на себе бесхозяйственность руководства города. Упадок «амфитеатра» полтавчане и гости Полтавы собственными глазами наблюдали где-то с 2013 года. Сооружение все больше «крошилось» кирпичом и плиткой, стены отпадали целыми кусками. На здании появились надписи, а еще уличная стенопись. На территории Певческого поля прибывал мусор и сорняки, навес над сценой исчез, начали исчезать и скамейки…

В 2016 году объект вроде бы немного косметически ремонтировали. В этом же году многочисленные СМИ осчастливили полтавчан новостью, что городское управление капитального строительства начало работать над проектом реконструкции Певческого поля. Согласно ему там должен был появиться огромный навес над сценой и над зрительскими местами. Но навеса до сих пор нет, а «воз и ныне там».

В руководстве коммунального парка культуры и отдыха «Победа» городского совета, в ведении которого находится Певческое поле, неоднократно заявляли, что масштабное осовременивание концертной площадки нуждается в огромных денежных инвестициях. А еще добавляли, что отдельными проектами на территории парка, которые более реально воплотить, здесь давно занялись.
Но многие полтавчане, которые видели Певческое поле в лучшие времена его истории, предлагают возродить площадку в первоначальном состоянии. Мол, Певческое поле может быть самодостаточным без дорогих инноваций. Местные СМИ периодически поднимают наболевшую проблему. А полтавская молодежь даже проводила акции, чтобы акцентировать внимание общественности на том, что уникальное певческое поле тихо умирает. В 2021 году полтавчанка Яна Гармаш подала петицию в городской совет с целью реконструкции Певческого поля. Инициативу единогласно поддержали на заседании комиссии по развитию культуры и поручили исследовать объект специалистам. Было и поручение объявить Всеукраинский открытый архитектурный конкурс на реконструкцию…

В общем, на тему возрождения культового поля было немало разговоров, предположений, планов, звучавших из уст разных чиновников. Но они не так интересны общественности, как поступки. А вот поступков, которые кардинально изменили ситуацию, до сих пор не было… Место когда-то самых крутых культурных мероприятий, где так любили отдыхать люди, давно «молчит» и не слышит аплодисментов. Его архитектура безжалостно разрушается, а его восстановление по-прежнему остается мечтой полтавчан…