Федор Попадич – известный украинский композитор, творческое становление которого состоялось в Полтаве. И хотя он не прожил всю жизнь в Украине, со временем переехал в Россию, все его произведения как композитора пронизаны украинским фольклором, певческой традицией и аутентичным воспроизведением психологических образов. Он был активным общественным деятелем, организовывал благотворительные концерты, собирал хоры и вел просветительскую деятельность среди простого населения и любителей музыки. Далее на poltava-trend.
Попадич и Полтава

Федор Николаевич Попадич родился в селе Большие Будища (ныне Диканского района) Полтавской области в 1877 году. Школьное образование получил в церковно-приходской школе. После ее окончания начал петь в Полтавском архиерейском хоре. Впоследствии поступил в Полтавское музыкальное училище на историко-теоретический отдел. Там он входил в класс Леонида Лисовского — известного композитора, автора увертюр, романсов, хоров и пьес. В 1898 году Лисовский был директором музыкальной школы Базилевича в Полтаве, дописывал музыкальные рецензии к полтавским «Ведомостям» и преподавал в институте благородных девиц.
Музыкальное училище Попадич окончил экстерном, получив звание учителя. С 1908 по 1915 работал учителем вокала в гимназиях Полтавы. Его деятельность была ориентирована на компанию и управление хоровыми коллективами. Именно он долгое время руководил хором ремесленного училища, нескольких гимназий, хором железнодорожников и печатников, которые часто выступали и заметны в общественно-культурной жизни Полтавы. Их любили за эмоциональное исполнение, совершенство звука и точное интонирование.
Одним из самых выдающихся выступлений под руководством Федора Попадича было выступление на открытии памятника Ивану Котляревскому в Полтаве в 1903 году и на концерте по случаю 45-й годовщины смерти Тараса Шевченко, где хор под его руководством представил несколько произведений Николая Лысенко в 1906 году. Полтавцям особенно запомнились выступления в 1908 году на память Тараса Шевченко в Просветительском доме и в 1912 году на концерте веснушек в проработке Николая Лысенко. В 1913 году дирижёр возглавил хор капеллы «Боян» одноименного Полтавского общества.
Под его руководством был организован концерт к 75-летию смерти Ивана Котляревского, который стал одним из лучших десятилетий в городе. В 1918 году в Полтаву приехал с гастролями Первый национальный хор Стеценко, он вдохновил Попадича создать украинский национальный хор. Впоследствии он получил несколько названий: Пролетарский, Первый украинский художественный советский хор имени Тараса Шевченко, позже Полтавская окружная государственная капелла. С ней Попадич работал 15 лет.
За первые 10 лет существования хор имел 353 концертных выступления. В его репертуаре были классические и современные произведения украинских, русских и западных композиторов. Лучшими считались композиции Лысенко, Нищинского, Леонтовича, Стеценко, Бородина, Чайковского, Гайдна, Степного, Глинки, Брамса, Бородина, Мусоргского и других.
Музыкант стоял у истоков Полтавского филиала Всеукраинского музыкального общества имени Леонтовича, созданного в 1922 году. Последним его местом работы в Полтавской области был Полтавский музыкальный техникум.
Творчество в России

А уже летом 1934 года музыкант переезжает в город Коломна в России. Там он руководил хором завода имени Куйбышева. Федор Попадич превратил местных вокалистов из любителей настоящих профессионалов, за год работы занявших 2-е место на Первой всесоюзной олимпиаде художественной самодеятельности. В Коломне Попадич основал музыкальную школу.
С переездом в Россию и, вероятно, увеличением финансирования творчество музыканта расширяется, в частности, он работает над музыкой в театр и спектакли. Однако Попадич был более известен как педагог и дирижер, только отдельные его произведения как композитора были известны: «Шагом крицевым», «Труд единый», «Мы бунтари».