Топ-5 фильмов, снятых в Полтавской области

Живописные пейзажи Полтавского края издавна привлекали не только украинских, но и зарубежных режиссеров. Итак, кто из киношников был безумно влюблен в припсельскую природу, а кого вдохновили Деканские поля изменить название своей киноленты, читайте дальше на poltava-trend.in.ua.

 «Земля», 1930 год

С момента премьера культового фильма Александра Довженко «Земля» прошло 92. Тогда кинолента имела огромный успех за границей, а вот на родине режиссера и сценариста подверглась беспощадной критике. Сегодня же «Земля» входит в список культурного наследия ЮНЕСКО.

Идея создания картины «Земля» возникла у Довженко случайно. Он прочитал в газете новость об убийстве кулаками сельского комсомольца. После этого буквально через несколько дней режиссер создал черновик фильма о людях, земле и коллективизации.

По сюжету, бедные крестьяне отбирают землю у кулаков. В деревне появляется первый трактор. Его используют для сноса границ между наделами. Однако в конце фильма главный герой – тракторист – умирает от рук кулаков.

В качестве съемочной площадки фильма Александру Довженко предлагали уголки Киевской, Черниговской и только в последнюю очередь Полтавской областей. Однако пейзажи над рекой Псел так поразили кинорежиссера, что выбор стал очевидным.

Съемки «Земли» проходили на территории села Яреськи Шишацкого района на протяжении июля-ноябрь 1929 года. Местных даже позвали на второстепенные роли в фильме. За день они получали по три рубля. Девушка, которая первой появляется в кадре, тоже из Яресек. На тот момент ей было 18 или 19 лет. Ее считали самой красивой барышней в деревне.

До проката фильм просматривали 32 разные комиссии. У них было много замечаний, однако все же киноленту разрешили к показу на киевских экранах. Но уже через 9 дней она была снята с проката. Официальная причина – натурализм и покушение на обычаи. Реабилитировали «Землю» только через 30 лет после ее первого выхода.

Александр Довженко очень любил Полтавщину. Здесь он снял не один свой фильм. Так, виды Полтавского края также появляются в кинолентах «Звенигорода», «Щорс» и «Иван». Говорят, что Довженко даже попросил, чтобы на его могиле была хоть чуток земли из Яресек.

«Королева бензоколонки», 1962 год

В 1962 году в съемочную площадку превратилась автозаправка близ Пирятина на трассе Киев – Харьков. Здесь кинорежиссер Николай Литус работал над созданием комедии «Королева бензоколонки».

Правда, на самой АЗС команде так не разрешили проводить съемки из-за производственного плана и пожарной безопасности. Поєтому рядом построили бутафорскую заправку.

Кстати, сценарий к фильму написал полтавчанин Петр Лубенский. По сюжету, мечта очаровательной девушки Людмилы Добрыйвечер – танцевать в балете на льду. Впрочем, она не проходит конкурс. Ей приходится искать работу. В результате Людмила трудоустраивается на бензоколонку. С этого момента автозаправку ждут безумные изменения.

До этого времени в честь фильма в Пирятине проводят фестивали «Королева бензоколонки». Его посетители переодеваются в костюмы 60-х годов.

«Свадьба в Малиновке», 1967 год

В 1966 году сразу несколько сел Лубенского района Полтавщины на время становятся Малиновками. Именно здесь проходят съемки киноленты, повествующей о жизни простых людей во времена Гражданской войны 1919 года. Речь идет об одной из самых известных советских музыкальных комедий «Свадьба в Малиновке».

Киношникам пришлись по вкусу усадьба середины XIX века в селе Хорошки, Спасо-Преображенский собор в Мгаре и ветряные мельницы в Мацковке.

В фильме можно увидеть множество кадров имения князя Щербатова и местности возле него. Впрочем, ни одной сцены в самом помещении так и не было снято. Дело в том, что к моменту создания картины в бывшем дворце помещика размещалась школа. Для киноленты пришлось строить дополнительные декорации, чтобы не мешать учебному процессу.

В Хорошках в массовых сценах снималось чуть ли не все село. Настоящими звездами становились жители, которые приходили с домашними животными. Для таких персонажей экранного времени не жалели. А еще местные нередко раздавали советы киношникам, чтобы кадры выглядели удачнее и соответствовали местному колориту.

 «Подсолнухи», 1970 год

В 1969 году один из уголков Полтавщины становится съемочной площадкой советско-итальянской мелодрамы «Подсолнухи» режиссера Витторио де Сика.

События в фильме разворачиваются во время Второй мировой войны и в послевоенный период. Итальянка Джованна (сыграла Софи Лорен) знакомится с солдатом Антонио (сыграл Марчелло Мастроянни). Молодые люди влюбляются друг в друга и вскоре женятся. После непродолжительного отпуска, парень отправляется на Восточный фронт, где без вести исчезает. Через 15 лет после окончания войны Джованна отправляется в Советский Союз на поиски своего возлюбленного.

Киноленту «Подсолнухи» создавали на территории трех современных стран: Италии, Украины и России. Съемки кульминационных сцен проходили в селе Чернечий Яр в Диканьском районе Полтавщины. По сюжету, именно сюда прибывает Джованна в поисках Антонио, ведь раньше она слышала, что в этом месте погибло во время войны немало итальянских солдат.

Съемки в Полтавской области продолжались неделю. Здесь построили бутафорское кладбище и деревянную церковь. Кадр также украсило поле подсолнухов. Кстати, именно оно вдохновило режиссера Витторио де Сика сменить рабочее название киноленты. По итогу, фильм в прокат вышел под названием «Подсолнухи».

«Пропала грамота», 1972 год

В 1971 году в селе Красногоровка Миргородского района Полтавщины киностудия имени Александра Довженко снимала комедию «Пропала грамота».

Фильм повествует о приключениях казака Василия. Ему поручена важная миссия – передать документ от гетмана русской царице. По пути в Петербург Василий встречает дьявола, ведьму и другую нечисть.

Сценарий картины писался на основе произведений Николая Гоголя, Олексы Стороженко, Григория Квитки-Основьяненко, Марка Кропивницкого, народных поверий и казацких легенд.

Кадры киноленты украшают живописные луга Полтавского края и побережья реки Псел. Местные жители Красногоровки снимались в массовых сценах, а некоторым даже удалось получить второстепенные роли – казаков-запорожцев, девушек и даже ведьм.

Московские цензоры внесли в фильм немало своих правок, но так и не допустили картину к показам в кинотеатрах. На экраны лента «Пропала грамота» вышла только через 10 лет после ее создания.

Comments

.,.,.,.