Когда-то в Украине было много странствующих певцов – лирников и кобзарей. До начала ХХ века они являлись неотъемлемой частью общества. Этих людей любили и чтили в народе. Путешествующими музыкантами и певцами традиционно были совершенно незрячие или почти слепые люди. В Украине больше всего лирников и кобзарей было на Харьковщине и Полтавщине. В Полтавской губернии особенно активно кобзари путешествовали в Камышне, Зинькове, Миргороде и Краснограде. В первых двух городках существовали кобзарские школы, от которых даже возникли названия наук игры на бандуре (Камышинская и Зиньковская науки). Далее на poltava-trend.

Значение странствующих певцов для культуры было огромно. Следующим поколениям они передавали от предков сверх важные знания, доносили и не давали забыть историческое (часто трагическое) прошлое, учили патриотизму, предостерегали от исторических ошибок в будущем, участвовали в формировании народного языка и культуры, а еще служили носителями информации для неграмотных, выполняли функцию новостейщиков и многое другое.
Слепые певцы объединялись в братства или группы, подобно ремесленным цехам. Там существовали мастера и учащиеся, которых обучали не только кобзарской науке, но и сокровенному «лебийскому» языку. В группе жили по определенным правилам, чтобы не заслужить наказание. Кобзарей неуместно называть нищими, которые просили милостыню. Это, по сути, были исполнители-профессионалы, которые своим творчеством зарабатывали на жизнь. Исследователи называют три типа кобзарей. Первые исполняли песенные произведения, не внося в процесс творческого элемента, то есть пели и играли так, как научились у учителей. Второй тип — кобзари-импровизаторы, каждый раз вносившие в исполнение определенные изменения в зависимости от таланта или условий исполнения. Таких певцов было больше всего. И третьи – кобзари-творцы собственных произведений.
Заслуга Афанасия Сластиона
Многие данные об украинских, и в частности полтавских кобзарях, дошли до современников благодаря Афанасию Сластиону. Его называют великим украинцем, этнографом, архитектором, художником и бандуристом. А.Сластион настойчиво изучал народную культуру, собирал и записывал образцы народно-поэтического творчества, делал этнозарисовки.

Афанасий Сластион
Особое внимание художник уделил странствующим певцам. Более 50 лет он трудился над портретной галереей кобзарей (с 1875 по 1928). Так летом 1875 года, когда находился в с. Бондари Лохвицкого уезда, Сластион сделал первый портрет кобзаря — старого Петра Неховайзуба. Под каждым портретом художник обычно ставил дату, полное имя певца и названия исполняемых им дум. То есть фактически А.Сластион первым в истории этнографии начал собирать биографические данные кобзарей, создавал их портреты, записывал произведения.

Портрет кобзаря Петра Неховайзуба
Славные полтавские кобзари
Среди кобзарей Полтавщины, изображенных А.Сластионом — Николай Захарович Дубина, который имел псевдоним «Решетиловский», родился в 1852 (по другим данным 1850-го) в Решетиловке Полтавского уезда. Этот человек был исполнителем народных дум. Он ослеп на 16-м году жизни (по другим данным на 13-м), потеряв зрение от оспы. Николай Дубина был учеником кобзаря Ивана Кравченко-Крюковского, учился у него год. Впоследствии кобзаревал Полтавщиной. Дубина в репертуаре в частности имел народные исторические думы “Про втечу трьох братів з Озова”, “Дівка-бранка”, “Про удову”, “Про Коновченка”. Произведения исполнял без аккомпанемента. Несколько упомянутых дум были записаны в 1908 г. этнографом-фольклористом Ф.Колесой на фонографические валики, а впоследствии переведены на ноты.
Портрет кобзаря Николая Дубины. Решетиловка
Сохранились данные, что пел земляк решетиловцев хорошо, мягким высоким тенором. А.Сластион называл его лучшим исполнителем дум. В 1901 году Сластион записал от Дубины «Думу про піхотинця» и выполнил портретный рисунок этого кобзаря. 1908 кобзарю было 56 лет, а когда он умер, доподлинно неизвестно (есть данные, что в 1933 г.). Как говорят специалисты: “Рецитации Дубины отличались богатой мелодией, колоратурными украшениями и очень долго выдержанными, протяженными тонами в окончаниях фраз и периодов: это настоящие «плачи», напоминающие пение его наставника Крюковского и принадлежат к лучшим образцам кобзарских рецитаций с архаическими признаками в ритме и мелодии”.
Наставник кобзаря Николая Дубины — Иван Григорьевич Кравченко-Крюковский (1826-1885) родился в Лохвице Полтавской губернии у пана Крюковского, поэтому и получил соответствующее прозвище. Он три года учился у молодого кобзаря Ивана Кравченко (Касьяна) из с. Гапоновка Лохвицкого уезда, а затем у старого кобзаря Хмельницкого из Зеньковского уезда и долго учился у Гаврила Вовка. Имел учеников, пользовался большим авторитетом среди лирников и кобзарей. Был справедлив и уважал кобзарские обычаи.

Портрет кобзаря Дмитрия Скорика. Пирятин, Полтавская губерния
Кроме упомянутых, на Полтавщине были известны такие кобзари как Семен Говтвань (род. 1883 г.) из г. Зеньков Полтавской губернии, Федор Гриценко (Холодный) из с. Глинское Зиньковского уезда — виртуоз игры на бандуре, о котором говорили очевидцы, что «он не своим духом играл, а в его кобзе сидел тот, кого не упоминают в доме»; Петр Древченко (1863) из Полтавской губернии, игрой которого увлекался Николай Лысенко и хотел назначить его учителем игры на бандуре при своей школе; Михаил Кравченко (1858) из Великих Сорочинцев Миргородского уезда; Платон Кравченко из с. Шахворостовка возле Миргорода; Мусий Кулик (1817) из с. Дейкаловка Зиньковского уезда; Федор Кушнерик (1876) из Багачки на Полтавщине; Антон Скоба (1820/5 – ?) лирник Хорольского уезда; Иван Скубий (1858) из с. Лелюховка Кобеляцкого уезда; Иван Хмель из Бобовника Зиньковского уезда, у которого было очень много учеников. А еще в этом ряду должно быть немало других имен, единицы из которых только сегодня известны…
Трагедия в лесополосе
Кобзарство стало уникальным явлением не просто украинской, а мировой культуры. Но его носители (которые веками хранили наш духовный генофонд, не давали заснуть национальному сознанию, призывали действовать против зла и лжи) не нравились власти, в том числе и коммунистической. Просветителей притесняли и уничтожали, а вместе с ними и бесценное духовно-культурное наследие.

Один из таких трагических случаев исследователи начали “раскапывать” только в годы независимой Украины. В декабре 1930 г. в Харькове прошел съезд народных певцов советской Украины. Из регионов сюда доставили 337 делегатов. Речь шла об активном привлечении кобзарей и лирников к соцстроительству. Им посоветовали забыть традиции и сконцентрироваться на советской идеологии. После принятия резолюций слепых певцов якобы должны были вести на общесоюзный съезд народных певцов в москву. Их эшелон подвезли к станции «Казачья Лопань». Ночью кобзарей и лирников повели в лесополосу к заранее выкопанным траншеям. Там слепых певцов и их малолетних поводырей выстроили в шеренгу и отряд особого отдела НКВД УССР их расстрелял… Тела засыпали известью и землей, а их инструменты сожгли неподалеку. Это преступление коммунисты скрывали десятилетиями. И только во времена независимости, опираясь на свидетельства местных жителей, поисковики Союза Украинской Молодежи установили приблизительное место казни лирников, кобзарей и стихотворцев.
Ненависть ко всему украинскому уничтожила кобзарство
Слепцы (по собственной воле или по настоянию власти) приехали на съезд со всей Украины, даже из малых сел. И эту живую историю-культуру бездушно уничтожили! Их даже в лагеря не отправили, потому что какая польза из слепых?!!! Данные о трагедии, ее обстоятельствах и количестве уничтоженных различаются, но следует, что их таки были сотни! Кобзаревед Богдан Жеплинский составил реестр кобзарей и лирников, уничтоженных большевиками в 30-х гг., и пропавших без вести. К сожалению, этот список неполный и насчитывает всего 72 человека. Среди имен невинно убиенных и народные певцы Полтавщины: из Миргородщины, Гадяччины, Лубенщины, Зиньковщины.

Портрет кобзаря Афанасия Савченко. Миргород
Сталин и его приспешники ненавидели украинцев. А носителей украинской культуры – особенно. Большевики охотились на слепых и немощных народных певцов, расстреливали на месте без следствия и суда. Они выпустили преступные постановления: «О запрете нищенства», «Об обязательной регистрации музыкальных инструментов в отделах милиции и НКВД», «Об утверждении репертуара в учреждениях НКО (наркома образования)». Кобзарей заключали в тюрьмы. Их беспощадно презирали в печати и в литературе, к чему подключились писатели, которые пошли на сотрудничество с НКВД. Кобзарские инструменты уничтожали, а вместо этого внедряли культ «кудесницы-гармошки», балалайки, баяна и т.п. Не очень спесивых кобзарей загнали в колхозные ансамбли и тому подобное, что прославляли компартию… И сегодня, как никогда, украинцам пора делать из этого выводы!
В материале — фото портретных работ художника А.Сластиона.