«Король оперы» Борис Гмыря и его связь с Полтавщиной

Его голос называли «даром высших сил», а его самого — «королем оперы», «великим Борисом с голосом “басо-абсолюто”. Украинского камерного и оперного певца, народного артиста Бориса Романовича Гмырю именовали гением еще при жизни. Он исполнил более 600 камерных произведений. Это около 300 украинских народных песен и романсов, 179 русских и 100 западных. А еще 39 оперных партий, 85 эпизодов из вокально сценических и симфонических произведений, десятки трансляционных концертов. Две сотни его пластинок были изданы более 120 раз тиражами от 100 000 до 600 000 экземпляров! Также Борис Гмыря оставил после себя огромное эпистолярное наследие: научно-популярные и художественные публикации, дневники, одних писем до 7 тысяч. Далее на poltava-trend.

Кроме звания «народного артиста», он имел ряд высших знаков отличия того времени, а еще большую любовь народа и даже его… большое осуждение.

От разнорабочего — к гению

Герой этого рассказа родился в 1903 году в городе Лебедин, который сейчас принадлежит Сумской области (а тогда — Харьковской губернии). Биографы всегда вспоминают о бедном детстве Бориса Гмыри, постоянных попытках заработать на хлеб, работая разнорабочим, кочегаром, грузчиком, судебным «курьером»… А еще о том, как малым Борис просился у отца продолжить учебу после церковно-приходской школы, но ведь для этого нужны были форма, галоши, книги. А это были для семьи непосильные издержки.

Не обходят исследователи и факты об особой связи Бориса Гмыри с матерью. Именно по ее роду он и унаследовал непревзойденный голос. Мать так любила слушать выступления сына: и когда делал первые шаги мастерства, и когда стоял уже знаменитым на сцене! И он отвечал ей искренней взаимностью. Однажды, уже на пике популярности Бориса, его мать заболела и не смогла услышать исполнение сына в опере “Евгений Онегин”. Но после выступления Борис тайно принес из театра костюм своего героя-князя и спел самой родной поклоннице знаменитую арию «Любви все возрасты покорны». Мать, святой для него человек, едва ли не единственное светлое воспоминание детства, тогда была счастлива, а через два дня ее не стало… Когда-то в 18 лет, узнав о смерти отца и сестры во времена голодомора, Борис вернулся в родной дом и спас тогда обессиленную мать. А теперь уже ничего поделать не смог…

Родители бориса Гмыри: Роман Константинович и Анна Федоровна Гмыри.

Жизнеописание Бориса Гмыри насыщенное и пестрое. О нем много написано, его именем названы несколько улиц, в том числе и в Полтаве, о гении сцены снимали фильмы и нередко дискутировали. Даже все самое интересное о нем невозможно раскрыть в небольшой публикации. А ведь так много страниц его жизни остаются тайными…

«Затменные» полтавские страницы биографии

О связи Бориса Гмыри с Полтавщиной исследователи говорят мало, описывая часто ее эпитетом «трагическая». Да и сам Борис Гмыря минимально пытался вспоминать этот период, пришедшийся на времена немецко-фашистской оккупации.

Как рассказывала племянница его жены и глава Фонда Бориса Гмыри Анна Принц, в тот период знаменитый певец якобы болел (лежал в больнице с острым приступом радикулита) и именно по этой причине не смог вместе с коллегами из оперного театра уехать в эвакуацию. И вышло так, что, оставшись на оккупированной территории, он был вынужден петь… для немцев. О таких выступлениях, сначала в Харьковском оперном театре, а затем в Полтавском музыкально-драматическом театре им. Н.В.Гоголя, у исследователей мнения неоднозначны. Одни настаивают, что тогдашняя власть виновата, что не наладила эвакуацию культурных деятелей и что им, оставленным в оккупации, нужно было как-то выживать и работать на ниве культуры, чтобы там не было на душе. Другие же упрекают таких представителей культуры как Гмыря. По словам Анны Принц, оккупантам не важна была политическая или какая-либо другая позиция гения, его достижения и звания. Будучи поражены его талантом, они считались только с этим и даже прилагали усилия, чтобы певец уехал в Германию. Несмотря на слухи, Г.Принц возражала, что Гмыря пел даже для Гитлера (хотя ходили разговоры, что немцы возили Гмырю в ставку Гитлера под Винницей или даже в Берлин).

Борис Гмыря в роли Мефистофеля (опера Ш.Гуно “Фауст”).

Однако она подтвердила, что было распоряжение гауляйтера Эриха Коха вывезти талантливого Гмырю из Украины живым или мертвым. Тогда большинство артистов Полтавского театра действительно были вывезены в Германию. Гмыря оттягивал отъезд, мотивируя это болезнью жены. Говорят, комендант Полтавы Фуртвенглер, образованный немец (брат известного немецкого композитора), увлекавшийся талантом Гмыри, предлагал ему бежать, вылетев за границу и иметь возможность покорять лучшие театры мира. Но Гмыря отказался, якобы потому, что считал, что не сможет жить и петь на чужбине… Ситуацию впоследствии решило освобождение украинских городов. Но пение в оккупации оказало существенное влияние на отношение власти и соотечественников к Борису Гмыри. Но его талант был первым фактором, оставляющим его на сцене.

Борис Гмыря и Решетиловка

Но Гмыря был связан с Полтавщиной еще до периода Второй Мировой. Информации об этом тоже крупицы. И вероятно потому, что его упорный путь к успеху тогда только начинался. И здесь в биографии возникает Решетиловка. В своих дневниках Борис Романович отмечал, что был связан с Решетиловкой с 1926 года. В издании Борис Гмыря и его дневники говорится, что в Решетиловке он сначала работал уполномоченным областной страховой кассы — организации, которая оказывала материальную помощь трудящимся. Затем Борис Романович работал в Решетиловке заведующим сельским клубом (а уже впоследствии, с мая 1928 по октябрь 1929, он был членом правления и ответственным секретарем общества «Долой неграмотность» в Полтаве, в частности, тогда он и перебрался в Полтаву).

Возглавив сельский клуб в Решетиловке, Гмыря активно проводил культурно-просветительскую работу. Среди прочего участвовал в организации работы изб-читален, выезжая к людям в отдаленные села в любое время года. О периоде работы на Решетиловщине Борис Гмыря вспоминал, что ему было странно и не по себе, что тогда здесь не было радио. И он своими силами, разыскав необходимую информацию в книгах, решил сконструировать радиоприемник. За недостающими деталями съездил в Полтаву. И, наконец, собрал и настроил приемник. «И как было обидно в первые дни, когда приемник молчал», — вспоминал Гмыря. Смеясь над ним, председатель райисполкома замечал: «Молчит радио, на всю Решетиловку молчит!». Но целеустремленный Гмыря добился своего, о чем отмечал: «Но я победил — радио заговорило, и действительно на всю Решетиловку. Дальше началась совсем другая клубная самодеятельность”. Впоследствии Б.Гмыря с единомышленниками организовал кружок, участники которого конструировали радиоприемники, радиотрансляторы, устанавливали их на улицах Решетиловки. Сегодня экспозиция, посвященная Б.Гмыре, есть в Краеведческом музее Решетиловского городского совета.

Гмыря-студент в Харькове.

Среди немногочисленных документов, свидетельствующих о деятельности Б.Р.Гмыри на Полтавщине — одна из справок 1929 года. В ней говорится, что гражданин Гмыря был активным общественным работником общества «Долой неграмотность», но оставил должность по собственному желанию, поступив на учебу в г. Харьков (здесь он в 1930-м поступил в инженерно-строительный институт, но приобретенная профессия так и не стала его судьбой. Уже в 1939 г. Гмыря окончил Харьковскую консерваторию, учился совершенному вокалу у знаменитого педагога Павла Голубева и еще с 1936 г. выступал на сцене Харьковского оперного театра). Но после переезда в Харьков связь с Полтавой не разорвется окончательно. И речь, в частности, о вышеупомянутом печальном периоде оккупации. Есть данные, что с 19 сентября 1943 года по 1 июня 1944 года Борис Гмыря работал в Каменце-Подольском: в частности в Полтавском музыкально-драматическом театре, который в этот город перевели немцы. 

Его звали лучшие театры мира, но не пустили советские «тиски»

В роли Султана (“Запорожцы за Дунаем”).

Слушателей просто пленил сильный и вместе с тем мягкий и бархатный бас кантанте широченного диапазона Бориса Гмыри. А еще искренность, отшлифованная техника и культура исполнения. Сцена дала возможность Борису Гмыри побывать в образах Тараса Бульбы, Максима Кривоноса, Мефистофеля, вельможного Султана, дона Базилио и многих других. Его звали петь в Ла-Скала, Гранд-Опера, Метрополитен-Опера и другие лучшие театры мира, а советские «тиски» сделали все, чтобы он туда не попал.

Но положительным или отрицательным героем он представал перед зрителями, они видели перед собой прежде всего гения, талант и удивлялись этому Божьему дарованию. Бориса Гмырю звали в москву, но он не покинул Украину. Его упрекали за деятельность в оккупации и одновременно преподносили за дарование. Как бы то ни было, похоронили Бориса Гмырю в 1969 году в Киеве именно под звучание стрелковой песни в исполнении капеллы бандуристов «Чуєш, брате мій» на стихи Богдана Лепкого и на музыку его брата Льва Лепкого. То есть под песню, запрещенную в советский период…

В 1962 году Б.Гмыря внесен в международный справочник «Who is who?», а в 1992 году он попал в сотню самых известных украинцев за всю историю Украины. Сегодня его выступления легко найти и послушать в Интернете. Так что, при желании, каждый может открыть для себя эту личность…

Comments

.,.,.,.